Горячая линия

8 (3452) 38-32-09

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Ранняя помощь

Прослушать

Ранняя помощь семьям, имеющим детей от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в Российской Федерации проводится целенаправленная деятельность по профилактике детской инвалидности. В систему здравоохранения внедряются программы ранней пренатальной диагностики наследственных заболеваний и врожденных пороков развития плода. С этой целью наряду с биохимическим и ультразвуковым скринингами в дородовой диагностике начинают использовать инвазивные методы исследования (кордоцентез, амниоцентез, биопсия хориона) для определения хромосомного набора плода. Внедряются современные технологии ведения беременных из группы риска по гестозу, невынашиванию, фетоплацентарной недостаточности, выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Неонатальный и аудиологический скрининги, как и пренатальная диагностика, позволяют диагностировать заболевания на самых ранних стадиях. Обследование новорожденных (неонатальный скрининг) проводится на следующие наследственные заболевания: адреногенитальный синдром, галактоземию, муковисцидоз, фенилкетонурию и врожденный гипотериоз. Дети, у которых выявлены генетические нарушения, получают лечение и при необходимости снабжаются специальным питанием, что позволяет во многих случаях полностью предупредить возникновение у них умственной отсталости. Для построения эффективной системы выявления отклонений в состоянии здоровья у детей раннего возраста (до трех лет) необходимо провести анализ устранимых и неустранимых, связанных с поздним проявлением, проблем в диагностике состояния детей раннего возраста; анализ медицинских и немедицинских каналов выявления ранних признаков инвалидизирующих заболеваний, выявить влияние образа жизни на формирование отклонений здоровья у детей раннего возраста. Ставится задача обеспечения реабилитации детей с целью профилактики инвалидности на всех этапах оказания медицинской помощи, начиная с этапа реанимации и интенсивной терапии до санаторно-курортного лечения и получения специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Кроме того, усиливается деятельность по психологической поддержке родителей. Непрерывно осуществляется процесс повышения квалификации медицинского персонала. В международной практике оказания эффективной ранней помощи принят единый алгоритм работы с ребенком с ограниченными возможностями и его семьей: ранняя диагностика - раннее вмешательство - раннее начало социализации (различные варианты инклюзии) - сопровождение в процессе социальной адаптации ребенка и семьи. Программно-целевой подход к решению проблем профилактики детской инвалидности на основе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет добиваться системных результатов по сокращению масштабов и глубины детской инвалидизации за счет предоставления своевременных и всесторонних абилитационных и реабилитационных услуг, обеспечивая: 1) увеличение охвата детей с проблемами развития на ранних этапах развития (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями вразвитии, но и детям группы риска младенческого и раннего возрастов); 2) сокращение временного промежутка между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям; 3) предупреждение вторичных нарушений в развитии у детей; 4) активизацию реабилитационного потенциала семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, за счет обучения их реабилитационным технологиям и вовлечения в процесс реабилитационной деятельности; улучшение социального самочувствия членов семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 5) создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с включением их в среду здоровых сверстников и включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение). Опыт реализации программных мероприятий доказывает, что эффективное развитие системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь на основе тесного сотрудничества органов управления здравоохранением, образованием и социальной защиты. Это сотрудничество дает возможность своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, непрерывного междисциплинарного патронирования ребенка и семьи, интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития, в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы. Развитие программ раннего вмешательства позволяет осуществить непрерывность и преемственность в оказании квалифицированной помощи детям с риском развития нарушений и с диагностированными нарушениями здоровья. Программы раннего вмешательства являются междисциплинарными. В команде по оказанию помощи работают специалисты с медицинским образованием (врачи-педиатры, детские неврологи, физические терапевты, эрготерапевты и др.) и немедицинским образованием (педагоги, логопеды, психологи, специалисты по социальной работе). Это способствует выработке единой коррекционной развивающей программы и программы сопровождения семьи с учетом компенсаторных возможностей ребенка. Реабилитационная работа проводится в тесном сотрудничестве с родителями, которым оказывается информационно-психологическая и практическая помощь. Расширяется спектр применяемых технологий и методов, например, используются альтернативная и аугментативная коммуникации, являющиеся эффективными технологиями в сфере развития речи и языка. Актуальным в ходе работы с семьей является развитие сетевого взаимодействия, привлечение различных организаций и добровольцев. Большое значение для эффективной помощи детям играет возможность использования новейших разработок реабилитационного оборудования и программных средств. Целью деятельности создаваемых служб раннего вмешательства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья является предоставление медицинской, реабилитационной, коррекционно-педагогической помощи ребенку, социально-психологической и консультативной помощи родителям, обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, организация комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Комплексная всесторонняя помощь служб раннего вмешательства, оказанная детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями и их семьям в этот период, во-первых, может предотвратить развитие инвалидизирующего заболевания и его перерастание в инвалидность. Во-вторых, семья, получившая адекватную помощь, может избежать социальной исключенности, обеспечить максимально возможную интеграцию ребенка в общество, формирование его полноценного реабилитационного и образовательного маршрута.

Использование новых реабилитационных технологий и активное вовлечение родителей в процесс реабилитации ребенка позволяет быстрее добиться поставленных задач и обеспечить положительный и эффективный результат раннего вмешательства.

Концепция развития ранней помощи