Горячая линия

8 (3452) 38-32-09

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями граждан и организаций
 

Профессиональное обучение инвалидов

Прослушать

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование;
- высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет,
- магистатура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Главная цель нового закона «Об образовании в Российской Федерации» - обеспечить всем абитуриентам равные возможности для поступления. Для детей-инвалидов и инвалидов I и II группы и инвалидам с детства (статья 71) предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
- прием в пределах установленной квоты(не менее 10%), при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
- обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
- преимущественное право приема в ВУЗы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» отменил начальное профессиональное образование (НПО) как отдельную ступень. Теперь оно включено в систему среднего профессионального образования (СПО) в качестве первого уровня - подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и поэтому статус его повысился. Вторым уровнем среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена. Поэтому при поступлении в профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования после 9 класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями переименованы в общеобразовательные организации. Но сегодня выпускники, заканчивающие специальное коррекционное образовательное учреждение, получают не аттестат об образовании, а свидетельство.Не имея аттестата об основном общем образовании, согласно новому закона, они не смогут получить следующий уровень профессионального образования.

Среднее профессиональное образование стало общедоступным.
С вступлением в силу нового закона об образовании предусмотрено закрытие профессиональных технических училищ, которые предлагают программы только начального профессионального образования.

Впервые в законе введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Лица с ограниченными возможностями здоровья получили возможность получать инклюзивное образование или общее образование на основе на основе адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана.

Среднее профессиональное образование в Тюменской области

В Тюменской области внедрен механизм реализации программ профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации. Программы предусматривают получение за время обучения не менее 2 востребованных на рынке труда профессий, а также реализацию дополнительных занятий, тренингов и стажировок, направленных на дальнейшую социализацию обучающихся в профессиональных коллективах и на предприятиях региона. Срок освоения программ обучения 2 года. Перечень квалификаций, осваиваемых в рамках образовательной программы, формируется в соответствии с требованиями методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденные приказом Минтруда России от 04.08.2014г. № 515.

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях Тюменской области реализуется несколько различных вариантов программ профессионального обучения и социальной адаптации, модульных программ профессионального обучения. Перечень программ ежегодно обновляется в соответствии с запросами выпускников. Для этого департамент образования и науки Тюменской области запрашивает у директоров школ, информацию о запросах по профессиональному обучению выпускников школ, обучающих детей по специальным (коррекционным) программам.

В каждой профессиональной образовательной организации действуют Центры по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников, в рамках деятельности которых проводятся тренинги, семинары и мастер классы по технологиям поиска работы, информирование о вакансиях, в том числе и обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации.

Информацию об особенностях получения профессии или специальности инвалидами или лицами с ОВЗ можно получить через официальные образовательных организаций, которые имеют также версию для слабовидящих. Помещения профессиональных образовательных организаций оборудованы пандусами и лифтами для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Прием документов в профессиональных образовательных организациях на очную форму обучения ежегодно проводится с 01 июня до 15 августа.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. В соответствии с положениями Закона учебой считается процесс получения знаний посредством Интернета. Для образования на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы и электронные образовательные ресурсы.

В Тюменской области базовой профессиональной образовательной организацией по реализации инклюзивного образования является ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж». В колледже будет открыто обучение, по адаптированным образовательным программам, техническому и методическому сопровождению образовательного процесса профессионального обучения инвалидов, в том числе на основе использования дистанционных образовательных технологий.

В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Таким образом, получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием:
- специальных методов обучения,
- специального режима обучения,
- с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий,
- и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

С введением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов с детства(в пределах 10%).
На бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются: дети-инвалиды, инвалиды 1 и 11 групп, инвалиды с детства.
Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые раньше пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении университета или института. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.12.2010 г. № 2211 по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При этом предусмотрено создание специальных условий при сдаче вступительных экзаменов (Порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 15 января 2009 г. № 4; Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ 28 декабря 2011 г. № 2895). Такие условия, в частности, предполагают:
- возможность беспрепятственного доступа инвалидов в аудитории и другие помещения;
- услуги ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь;
- возможность использования технических средств в процессе сдачи экзамена;
- предоставление дополнительного времени для сдачи экзамена и т.д.
Кроме того, в соответствии с медицинским заключением абитуриенты-инвалиды имеют право на дополнительное время при подготовке к ответу на вступительных экзаменах, но не более полутора часов.

Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных уставом образовательного учреждения. Вместе с тем наиболее оптимальной формой для них является очно-заочная, дистанционная.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации и абилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:

- приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры; - адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

Профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, без введения специальных образовательных стандартов.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификациии программ профессиональной переподготовки).

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
- гражданин не имеет профессии (специальности);
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
- Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.
- При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
• оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
• суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно; • оплату найма жилого помещения на время обучения.


За дополнительной информацией Вы можете обращаться:
В отдел профориентации, профессионального обучения и психологической поддержки департамента труда и занятости населения Тюменской области по телефону (3452) 55-63-62, 55-63-45;
В Центр занятости населения по месту жительства. На сайт "Занятость населения Тюменской области" в раздел «Профориентационный навигатор».

Министерством образования и науки РФ разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования


news_575.jpg Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что с целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования(www.wil.ru).

Рекомендуется использовать портал для получения актуальных данных, информации о документах нормативного и методического характера, а также обмена опытом в сфере инклюзивного высшего образования. На портале, в том числе, размещена полученная в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информация о наличии условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего образования (в частности об адаптированных образовательных программах) по ВУЗам, расположенным в конкретных субъектах РФ, по наличию в них безбарьерной среды, по материально-техническому оснащению, по наличию специалистов сопровождения, использованию дистанционных образовательных технологий.

news_576.jpg
Также, с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан портал www.umcvpo.ru, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов.

На портале размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.